Восстание дяди против племянника, и как этим воспользовались монголы

5 Март 2021
2656

Заручившись поддержкой аббасидского халифа, дядя правителя Гияс ад-дина Иган Таиси начал переговоры с некоторыми командирами войск и начал склонять их на свою сторону, а когда его могущество укрепилось и количество последователей увеличилось, он объявил неповиновение государству и вышел против Гияс ад-Дина.

Иган Таиси со своими приспешниками по всей стране занимались грабежами и разбоями. Города и сёла жили в постоянном страхе, люди не знали, откуда ждать беды: от монгольской армии или от мусульманских войск.

К Игану Таиси также присоединилось большое количество преступников и представителей оппозиции. Это всё происходило, когда монголы стояли на расстоянии нескольких шагов от государства Гияс ад-Дина. А в это время халиф Ан-Насир ли-дини-Ллах радовался смуте, которая разгорелась недалеко от его государства.

Тем временем Иган Таиси решил дать своему племяннику решающее сражение. Обе армии встретились, и началась бойня, в которой пало огромное количество мусульман с обеих сторон. В итоге Иган Таиси потерпел поражение. Большая часть его сторонников были убиты, а остальные взяты в плен. Сам он и небольшое число спасшихся его последователей с позором бежали в Азербайджан. (Ибн Аль-Асир, «Аль-Камиль фи ат-тарих»)

Такие противоречия среди мусульман существуют и в наше время. Мы очень часто читаем новости о таких событиях, не обращая на это особого внимания и не чувствуя боль братьев по вере.

Точно так же и во времена монгольского нашествия мусульмане воспринимали новости об уничтожении монголами мусульманских городов и стран, а также известия о внутренних противоречиях среди мусульманских стран, как будто это их не касается.

Поистине, это было страшным бедствием для всей мусульманской уммы. Каждый мусульманин жил только ради себя, его заботила только своя личная жизнь и жизнь его семьи, он не чувствовал боль за братьев по вере, чья кровь проливалась и чьи дома разрушались, но так не должно быть. Пророк учил нас совсем другому поведению и предостерегал от всего этого.

От Ан-Ну‘мана бин Башира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

تَرَى المُؤْمِنِينَ فِي تَرَاحُمِهِمْ وَتَوَادِّهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ، كَمَثَلِ الجَسَدِ، إِذَا اشْتَكَى عُضْوًا تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ جَسَدِهِ بِالسَّهَرِ وَالحُمَّى

«Ты видишь, что в своём милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому организму – когда один из его органов поражает болезнь, всё тело отзывается на это бессонницей и горячкой». (Бухари, 6011; Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 7203)

Ни один мусульманин не имеет права быть равнодушным ко всему, что происходит вокруг него, особенно когда это касается его братьев по вере. Увидев что-либо противоречащее шариату, верующий обязан по возможности исправить это.

От Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

مَنْ رَأَى مِنْكُمْ مُنْكَرًا فَلْيُغَيِّرْهُ بِيَدِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِلِسَانِهِ، فَإِنْ لَمْ يَسْتَطِعْ فَبِقَلْبِهِ، وَذَلِكَ أَضْعَفُ الْإِيمَانِ

«Тот из вас, кто увидит порицаемое, пусть изменит это собственноручно, если же он не может сделать этого, пусть изменит это своими словами, а если не сможет и этого, то – своим сердцем, и это будет наиболее слабым проявлением веры». (Имам Ахмад, 11460; Муслим, 49; Ибн Маджах, 4013; Ибн Хиббан, 307)

В 621 году по хиджре Гияс ад-Дин пожелал установить свою власть над юго-западной частью Ирана, но между ним и одним из правителей этой области Са‘дуддином ибн Дакля разгорелся конфликт. Между ними началась война, которая продолжалась почти год. В итоге обе стороны согласились разделить между собой эти территории. (Ибн Халдун, «Тарих Ибн Халдун»)

Пока Гияс ад-Дин на юге был занят войной с Са‘дуддином, монголы небольшим конным отрядом, который не превышал трёх тысяч всадников, напали на город Рей. Они прошли по городу огнём и мечом, убили там, кого пожелали, а город разорили и разрушили.

Далее они прибыли в город Саве (город на западе Ирана, в провинции Меркези, второй по численности населения город провинции) и устроили там то же, что творили в Рее. Дальше монгольская конница направилась в город Кум (столица провинции Кум в Иране, священный город шиитов), оттуда в Кашан (город в Иране, в области Исфахан; центр одноимённого шахрестана). Монголы опустошили оба города, убили горожан и разрушили их дома.

После этого они направились в город Хамадан (город в Иране, столица провинции Хамадан.). Захватив Хамадан, они истребили жителей и разорили его, как и другие города. Проделав эту военную операцию, монгольский отряд практически в целости и сохранности вернулся обратно к Чингисхану. (Ибн Касир, «Аль-Бидая ва Ан-Нихая»)

Всё это за короткий срок проделали три тысячи монгольских всадников. Всевышний Аллах в глазах мусульман умножил их численность, а численность мусульман в глазах монголов, наоборот, уменьшил. Вследствие этого боевой дух монгольского отряда поднялся, а у мусульман только упал.

Почему так произошло? Потому что мусульмане были заняты личными проблемами и не понимали, кто им враг, кто друг. Когда у мусульман возникли трудности, им следовало объединиться, но они, наоборот, разъединились. Как следствие произошло то, о чём пишет Ибн Аль-Асир, описывая события 621 года по хиджре:

«В том году во всех странах была страшная засуха. Кратковременные дожди шли с большим перерывами, и от этого посевы чахли. Вследствие этого урожай был очень скудным. Потом было нашествие саранчи, которая уничтожила посевы. Из-за всего этого в Ираке, Мосуле, Диярбакире и в остальных странах региона резко поднялись цены на продовольствие. Людям нечего было есть». (Ибн Аль-Асир, «Аль-Камиль фи ат-тарих»)

Хотя те бедствия, которые постигли мусульманские страны в то время, в том числе засуха, нашествие саранчи, катастрофический неурожай, и являются природными катаклизмами, но их стечение именно в тот период не было случайностью.

Всевышний Аллах наслал на мусульман все эти бедствия из-за того состояния, в котором они находились в то время, за то, что они думали только о личной жизни и жизни своих родных и близких, пренебрегая проблемами братьев по вере.

Понравилась статья?

Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь. информацией с друзьями!

Мухаммад Султанов

 

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

 

Смотрите также:

Возникновение Государства монголов

Начало монгольских завоеваний

Падение Бухары

Потери Багдада от нашествия монголов и смерть халифа

Позорный конец правителя Хорезма

Положение европейских стран во времена нашествия монголов

Положение исламского мира во время возникновения монгольского государства

Завоевание монголами Самарканда

Уничтожение монголами Хорасана и Хорезма

Уничтожение Хорезма

Монгольское нашествие на мусульманские земли

Уничтожение Азербайджана, Армении и Грузии монголами

Нашествие монголов на Афганистан

Смута в мусульманской армии, которая привела её к краху

Возвращение монголов в Азербайджан и угроза вторжения в Ирак

Угроза монголов Аббасидскому государству

Нашествие монголов на Иран

Монгольское вторжение в Дагестан

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.