Три составляющих успеха – это воля, способность и удобный момент (шанс). Если человек упустил предоставленный шанс, это упущение обычно превращается в его горе, особенно если действие происходит на поле битвы.
Наступил 628 год по хиджре, когда монголы начали новое шествие на мусульманскую умму. Стечение различных обстоятельств сделало это нашествие таким же губительным, как и первое, которое было в 617–620 годах по хиджре. Можно даже сказать, что на этот раз нашествие монголов было отвратительнее и страшнее, чем в первый раз.
Этими обстоятельствами были:
1. упрочение власти монголов после смерти Чингисхана;
После смерти Чингисхана правителем монголов стал великий хан Угэдэй. После упрочения своей власти в Монголии Угэдэй первым делом решил приступить к уничтожению мусульманского мира, а после завершить военные действия на территории России, где ранее монголы потерпели поражение, а также завоевать территории в глубине Европы.
Видимо, предыдущая экспедиция монголов на мусульманские земли не ставила перед собой цель во чтобы то ни стало уничтожить Аббасидский халифат и завоевать его столицу Багдад, ибо монголы в тот раз, не задерживаясь долго в Ираке, отправились в сторону Европы.
Также, возможно, монголов остановили неприступные укрепления Багдада, или они опасались пробуждения всех мусульман Ирака, Шама и Египта в случае покорения Аббасидского халифата.
Поэтому монголы решили сделать Аббасидский халифат одним из последних своих завоеваний. И это было с их стороны стратегически правильным решением.
Итак, великий хан Угэдэй поручил одному из лучших своих полководцев Джурмагуну подготовиться ко второму походу на мусульманские земли. Джурмагун собрал огромное войско, которое пронеслось по мусульманским странам, сметая всё на своём пути.
2. позорный конец Джалалуддина ибн Хорзмшаха;
3. разрозненность мусульманских правителей;
Каждый мусульманский правитель заботился только о своей стране, какой бы маленькой она ни была. Ведь власть некоторых мусульманских правителей распространялась только на один город и несколько близлежащих деревень.
Беда мусульманских стран не ограничивалась разрозненностью, мусульманские правители часто враждовали между собой, вели бесконечные междоусобные войны и строили козни друг против друга.
Ни один мусульманский правитель в то время не доверял другому правителю. И самое страшное – не было во всей мусульманской умме человека, который хотя бы подавал идею объединиться против общего врага.
4. отсутствие у многих мусульман правильного понимания Ислама.
Многие мусульмане, особенно правители, в то время не имели правильного понимания Ислама, страстно придерживались всего мирского, безразлично относились к людям, не отличая врага от друга. Это было результатом прошедших войн с монголами, которые оставили чёрный след во всех городах и сёлах, где они побывали.
Стечение всех этих обстоятельств принесло мусульманам полное душевное поражение и падение духа, и они не смогли взять в руки мечи и сесть на коней. Им и в голову не приходило оказать хоть какое-то сопротивление врагу.
И такое положение дел, конечно, облегчило монгольским войскам выполнение поставленной перед ними задачи. Они просто заходили в давно открытые перед ними двери и рубили заранее подложенные под мечи головы.
Ибн аль-Асир в своей книге «Аль-Камиль фи ат-тарих», рассказывая о событиях 628 года по хиджре, описывает случаи, о которых он лично слышал от тех, кто уцелел при нашествии монголов в мусульманских городах и сёлах:
«Монгольский воин один заходил в любую деревню, где проживало множество людей, и начинал убивать одного за другим, и ни один мусульманин не осмеливался даже поднять руку против этого воина.
Однажды монгольский воин поймал одного из мусульман, но у монгола в руках не оказалось оружия, чтобы убить его. Воин приказал мусульманину лечь на землю и не двигаться. Следуя его приказу, он лёг на землю, а воин отошёл. Через некоторое время он принёс меч и убил мусульманина, который продолжал лежать, пока тот не пришёл с мечом.
Один мусульманин рассказал мне: "Я шёл по дороге, и вместе со мной были семнадцать человек. К нам прискакал один монгольский всадник и приказал связать друг друга. Мои попутчики приступили к исполнению приказа. Я сказал им: “Он же здесь один. Неужели мы не можем убить его и убежать?” Они ответили, что боятся его. Тогда я сказал: “Этот человек хочет убить вас сейчас. Давайте мы убьём его! Может быть, Всевышний Аллах спасёт нас”. Клянусь Аллахом, ни один человек из моих спутников не осмелился сделать это. Тогда я вытащил нож и убил монгола. Мы все убежали и спаслись. Очень много таких случаев было в то время".
Монголы вошли в город Битлис (на юге Турции), который был хорошо укреплён. В Битлис можно было попасть только по одной узкой дороге, которая пролегала между горами.
Один из жителей Битлиса рассказал: "Если бы у нас было пятьсот всадников, из всего монгольского войска не уцелел бы ни один человек, потому что дорога в город была очень узкой, они могли идти в наступление только небольшими группами, которые мы легко могли бы разгромить. Но все жители Битлиса убежали в горы, оставив город монголам, и они сожгли его".
Каждый мусульманин во время нападения просил монгольского воина именем Аллаха не убивать его. Они кричали: "Ля би-Лляhи, ля тактульни (Нет, именем Аллаха прошу, не убивай меня)". Монголы так часто слышали эти слова от мусульман, что начали в шутку напевать: "Ля би-Лляh".
Один из мусульман, который спасся от монголов, спрятавшись в заброшенном доме, рассказал: "Я видел монголов из окна этого дома. Они убили мужчин, поработили женщин. Потом они сели на коней и, напевая слова: “Ля би-Лляh”, играли"».
Таково было положение мусульман в то смутное время. Падение духа народа и страшное монгольское нашествие довели их до такого состояния. И ни один человек не пытался бороться с этим. Страх перед монголами практически парализовал многих мусульман.
Что же сделал монгольский предводитель Джурмагун после смерти Джалалуддина?
Джурмагун, отправленный великим ханом Угэдэем во главе новой монгольской экспедиции, в 629 году по хиджре успешно присоединил всю Персию (север современного Ирана) к Монгольской империи. Затем он выдвинулся в Азербайджан, быстро завоевал его и тоже присоединил к Монгольской империи.
Мухаммад Султанов
Смотрите также:
Возникновение Государства монголов
Потери Багдада от нашествия монголов и смерть халифа
Позорный конец правителя Хорезма
Положение европейских стран во времена нашествия монголов
Положение исламского мира во время возникновения монгольского государства
Завоевание монголами Самарканда
Уничтожение монголами Хорасана и Хорезма
Монгольское нашествие на мусульманские земли
Уничтожение Азербайджана, Армении и Грузии монголами
Нашествие монголов на Афганистан
Смута в мусульманской армии, которая привела её к краху
Возвращение монголов в Азербайджан и угроза вторжения в Ирак
Угроза монголов Аббасидскому государству
Монгольское вторжение в Дагестан
Поражение монголов в Булгаре и его последствия
Нашествие монголов на Юго-Запад России
Восстание дяди против племянника, и как этим воспользовались монголы