Второй поход монголов на Киевскую Русь

8 Июль 2021
3235

После победоносных сражений монголов в Хорезме и изгнания, а потом и смерти Джалалуддина завершилось полное падение Персии, кроме узкой полоски территории на Западе, которая находилась под властью шиитской секты исмаилитов.

Далее монгольский полководец Джурмагун приступил к установлению порядка и укреплению власти монголов на завоёванных территориях. Он обычно продвигался дальше только после упрочения власти на захваченной земле, приведя в порядок свои войска и тщательно изучив окружающие области.

Джурмагун целых пять лет, с 629 по 634 год по хиджре, устанавливал власть монголов на этих землях. За все эти годы на завоёванных Джурмагуном мусульманских землях не было ни одного хотя бы маленького восстания против монголов, и ни один мусульманский отряд не двинулся с войною против них, хотя в соседних с Персией и Азербайджаном странах имелись многочисленные мусульманские армии.

Однако все правители и военачальники этих стран считали, что происходящие в Персии и Азербайджане события касаются только жителей этих стран и не является общим для всех мусульман бедствием.

Мусульмане, жившие в областях, не пострадавших от монголов, даже не думали помочь своим братьям, которые попали в эту большую беду. В то же время они не предполагали, что такая же беда однажды непременно постигнет и их.

Возможно, это было обусловлено и тем, что мусульмане, жившие в Ираке, Шаме, Египте и Хиджазе, в основном были арабами, в то время как преобладающее большинство жителей Азербайджана, Персии и восточной части Хорезма были неарабами.

Арабы в то время не понимали, что каждый мусульманин является их братом, даже если он не араб, и наоборот. Мусульмане жили, как будто они чуждые друг другу люди, хотя на самом деле они братья друг для друга, ведь Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

إِنَّمَا الْمُؤْمِنُونَ إِخْوَةٌ

(смысл): «Поистине, уверовавшие – братья. Их объединяет (связывает) одна вера, поэтому недопустимо возникновение между ними вражды, ссоры, взаимной ненависти и войны». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Худжурат: 10)

Это ужасно, когда мусульманин-араб не знает, что каждый мусульманин, будь он из Персии, Азербайджана, Афганистана или из других стран, является его братом по вере. Ведь Ислам не связывает людей по их происхождению, нации, цвету кожи. Единственным связующим звеном в Исламе является иман (вера).

От Абу Назрата (да будет доволен им Аллах) передаётся, о чём ему рассказал человек, который слышал, как в прощальной проповеди в средний день ташрика Посланник Аллаха сказал:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ، أَلَا إِنَّ رَبَّكُمْ وَاحِدٌ، وَإِنَّ أَبَاكُمْ وَاحِدٌ، أَلَا لَا فَضْلَ لِعَرَبِيٍّ عَلَى عَجَمِيٍّ، وَلَا لِعَجَمِيٍّ عَلَى عَرَبِيٍّ، وَلَا أَحْمَرَ عَلَى أَسْوَدَ، وَلَا أَسْوَدَ عَلَى أَحْمَرَ، إِلَّا بِالتَّقْوَى أَبَلَّغْتُ

 

«О люди! Помните, что Господь ваш един, и ваш отец един (все люди произошли от Адама и Евы). Помните, араб не обладает превосходством над неарабом, а неараб не имеет преимущества над арабом; так же, как белый не обладает превосходством над чернокожим, а чернокожий не имеет преимущества над белым, разве что в благочестии и добрых делах». (Имам Ахмад, 23489, Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 4774)

Это является очень важным для всех мусульман правилом. В Исламе нет места дискриминации людей по крови, цвету кожи и тому подобным критериям. В Исламе учитывается только богобоязненность.

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

أَيُّهَا النَّاسُ، فَإِنَّ اللَّهَ قَدْ أَذْهَبَ عَنْكُمْ عُبِّيَّةَ الْجَاهِلِيَّةِ، يَا أَيُّهَا النَّاسُ، إِنَّمَا النَّاسُ رَجُلَانِ: ‌بَرٌّ ‌تَقِيٌّ ‌كَرِيمٌ ‌عَلَى ‌رَبِّهِ، ‌وَفَاجِرٌ ‌شَقِيٌّ ‌هَيِّنٌ ‌عَلَى ‌رَبِّهِ

«О люди! Поистине, Аллах избавил вас от высокомерия джахилии. Люди делятся на две категории: благочестивый, богобоязненный, почтенный перед Господом и нечестивец, несчастный, к которому с презрением относится Господь». (Абу Давуд, 5116; Тирмизи, 3270; Ибн Хиббан, 3828)

Истинный мусульманин – это тот, кто волнуется за своего брата по вере, несмотря на его национальность, цвет кожи, происхождение… Таким образом, единственный критерий, по которому мусульмане отличаются друг от друга – это богобоязненность.

После тех пяти лет, в течение которых монголы установили свой порядок в Персии и Азербайджане, в 634 году по хиджре он Джурмагун приступил к завоеванию остальных территорий вокруг Каспийского моря.

С этой целью он первым делом двинулся к западному берегу Каспия, чтобы оттуда отправиться на Север и продолжить свои завоевания. Он спешно покорил Армению, Грузию и дальше отправился в Дагестан и Чечню.

После этого в том же 634 году по хиджре другое монгольское войско под предводительством Бату (монгольского полководца и государственного деятеля, сына Джучи, внука Чингисхана) появилось к северу от Каспийского моря.  Он подавил там восстания тюркских племён, поселившихся в бассейне реки Волги, и выдвинулся дальше на запад, на обширные русские земли.

Продвижение монголов на запад началось ещё во времена Чингисхана. Разбив русско-половецкое войско в битве на р. Калке, хан обложил Русь данью. Продвижению к Европе тогда ничто не мешало, но проигранное волжским булгарам сражение сильно ослабило монголов.

Прибывшие на этот раз монгольские войска начали ужасную резню на территории Руси и захватили множество русских городов. Это произошло в 635-636 годы по хиджре. Под натиском монголов пала Коломна, после стойкого шестидневного сопротивления пал и Владимир. Вошедшие во Владимир монгольские войска устроили в городе страшную резню.

Далее, завоевав Суздаль, монгольские полчища направились в Москву – к самому крупному русскому городу. Вскоре монголы захватили и уничтожили его.

Далее пали русские города Юрьев, Галич, Переславль, Ростов, Ярославль и Торжок, который в течение двух недель сдерживал осаду монголов. Город был взят, но своим сопротивлением помешал походу монголов на Новгород. Таким образом, монголы полностью завоевали территорию Руси.

В 638 году по хиджре монгольская армия под командованием предводителя Бату направились дальше на Запад. Они вторглись на территорию современной Украины, которая в то время входила в состав Киевской Руси. За короткое время Бату завоевал эти земли и захватил столицу Руси Киев. Монголы разграбили несметные богатства города и уничтожили большинство его жителей.

Мухаммад Султанов

 

Смотрите также:

Возникновение Государства монголов

Начало монгольских завоеваний

Падение Бухары

Потери Багдада от нашествия монголов и смерть халифа

Позорный конец правителя Хорезма

Положение европейских стран во времена нашествия монголов

Положение исламского мира во время возникновения монгольского государства

Завоевание монголами Самарканда

Уничтожение монголами Хорасана и Хорезма

Уничтожение Хорезма

Монгольское нашествие на мусульманские земли

Уничтожение Азербайджана, Армении и Грузии монголами

Нашествие монголов на Афганистан

Смута в мусульманской армии, которая привела её к краху

Возвращение монголов в Азербайджан и угроза вторжения в Ирак

Угроза монголов Аббасидскому государству

Нашествие монголов на Иран

Монгольское вторжение в Дагестан

Поражение монголов в Булгаре и его последствия

Нашествие монголов на Юго-Запад России

Восстание дяди против племянника, и как этим воспользовались монголы

Возвращение Джалалуддина ибн Хорезма и борьба за власть

Относительное затишье монгольского нашествия

Второе нашествие монголов на мусульманские земли

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.