Седьмой крестовый поход

21 Август 2021
8150

Несмотря на отказ монголов, Людовик IX настоял на проведении своей кампании. В 647 году по хиджре он прямо с Кипра направился в поход, и крестоносцы вторглись в Египет, захватили Дамьетту, а затем отправились вглубь Египта.

Переправившись через Нил, крестоносцы начали наступление на Каир. Людовика IX в Эль-Мансуре встретила египетская армия под предводительством султана Египта Салиха Аюба, который неожиданно умер через три дня после начала битвы в Эль-Мансуре.

Поскольку его сын Туран-Шах, будучи наследником престола, правил одним из регионов Турции, после смерти Салиха Аюба власть в Египте прибрала к своим рукам его вдова Шаджарат ад-Дурр, которая скрыла факт смерти султана, написала Туран-шаху и тайно вызвала его в Египет с иракскими войсками.

Она также тайно издавала указы от имени покойного султана. В одном из таких указов войскам было приказано принести присягу Туран-Шаху как наследнику престола.

Шаджарат ад-Дурр при участии командующих армией Фариса ад-Дина Актая и Рукна ад-Дина Бейбарса также занялась событиями, происходящими в Эль-Мансуре. В результате этого сражения мусульмане одержали славную победу.

Сын Салиха Наджмуддина Аюба Туран-Шах вскоре прибыл в Египет и взял власть в свои руки. Под его предводительством в 648 году по хиджре мусульмане снова одержали победу над крестоносцами в битве при Фарискуре, взяли в плен тысячи крестоносцев и самого короля Людовика IX.

Затем в Египте разгорелись раздоры и смуты, в ходе которых был убит султан Туран-Шах. На этот раз Шаджарат ад-Дурр уже открыто стала правительницей Египта. Однако общее положение в Египте было таково, что люди не были готовы принять правление женщины. Чтобы решить эту проблему, Шаджарат ад-Дурр вышла замуж за одного из мамлюкских командиров ‘Изз ад-Дина Айбака, и он стал официальным правителем Египта. Таким образом, после айюбидов к власти в Египте пришли мамлюки.

Описывая эти события, стоит обратить внимание на появление в мусульманской умме силы мамлюков и на крупную неудачу крестового похода. И такое положение только усилило ненависть крестоносцев к мусульманам и вызвало ещё большую необходимость сотрудничества с монголами в войне против мусульман.

 

Избрание нового великого хана

В то же время положение в самой Монголии не было стабильным. Монголы никак не хотели признавать над собой власть вдовы Гуюка. По этому вопросу в 649 году по хиджре был собран национальный совет монголов курултай, на котором монгольские вожди избрали Мункэ новым великим ханом монголов.

Избрание Мункэ правителем Монгольской империи стало началом серьёзных перемен в политике монгольского государства и радикальных изменений в соседних областях.

Мункэ начал такую же экспансионистскую политику, как и основатель Монгольского государства Чингисхан и завоевавший Европу во время своего правления Угэдэй. Первым делом Мункэ задумался о завоевании Аббасидского халифата, а в дальнейшем и остальных мусульманских стран.

К великому сожалению, мусульманские правители во времена прихода к власти Мункэ и до этого не обращали внимания на события, происходящие в Монгольской империи и во всём мире.

Несмотря на одержанную в 648 году по хиджре победу в битву при Эль-Мансуре в Египте, мусульманские правители были заняты только своими проблемами. Помимо внутренних раздоров в каждой мусульманской стране и борьбы за власть, между ними шли ожесточённые междоусобные войны, жертвами которых всегда были мусульмане.

Один из таких крупных военных конфликтов произошёл между египетской армией во главе с ‘Изз ад-Дином Айбаком и армией Шама, отправленной правителем Алеппо и Дамаска Насиром Юсуфом.

В сражении, которое произошло между ними в местности Аль-Аббасия (18 км к востоку от египетского города Эз-Заказик), победу одержала египетская армия. Удивительно, как правители решались на такие сражения, в то время как крестовые походы продолжались, а монголы стояли у ворот Аббасидского халифата.

 

Мусульмане… Раздоры и разногласия

Самым странным явлением этого периода было то, что правители, народ и даже учёные полностью забыли о том, что половина мусульманской уммы находится под оккупацией монголов. Они также забыли, что монголы вплотную приблизились к Аббасидскому халифату, Хиджазу, Египту и Шаму.

Даже историки, датирующие этот период, ничего не упоминают о монголах в своих трудах. Например, если посмотреть книгу Ибн Касира «Аль-Бидая ва ан-нихая», то рассказывая события 639–649 годов по хиджре (время правления Гуюка и его вдовы, в течение которого монголы не вели экспансивные войны), автор ни разу не упоминает монголов.

А ведь Ибн Касир не намеренно умалчивал об этом. Он не рассказал о монголах только по причине отсутствия у него источников, сообщающих о событиях этого периода, и скудости новостей, которые жители Ирака, Шама и Египта передавали о монгольских войсках, а также о мусульманах, живших под постоянным монгольским гнётом.

Однако Ибн Касир в своей книге подробно описывает события, произошедшие в течение этих десяти лет в Ираке, Шаме и Египте, как обычную мирную жизнь: халиф решает некоторые экономические проблемы и раздаёт садака бедным; где-то возникает эпидемия, и с ней борются; повышаются цены на товары, это приносит затруднения людям, и халиф раздаёт им немного денег, чтобы компенсировать повышение цен; один открывает медресе, другой открывает гостевой дом, а третий – аптеку…

В числе исторических событий, произошедших в течение тех лет, Ибн Касир также пишет, что умер такой-то поэт, такой-то писатель, такой-то визирь и т. д., но у него нет упоминания учёных, проповедовавших с минбаров и разъяснявших на маджлисах опасность монгольского нашествия и бедственное положение мусульман в завоёванных монголами странах.

Где тогда были правители, которые должны были готовить свой народ к монгольскому нашествию, которое, судя по всему, было неизбежно? Обо всём этом в то время не было слышно, и поэтому упоминания об этом отсутствуют в книгах истории!

Таким образом, все события того времени указывали на то, что вскоре начнётся новое нашествие монголов, подобное первому нашествию, которое произошло во времена Чингисхана. Возможно, оно будет ещё более тяжким для мусульман. Потому что чем покорнее мусульмане, тем больше стремление монголов и других врагов захватить их земли. И чем больше мусульмане пренебрегали чем-то, тем сильнее было стремление их врагов к ещё большему.

Мухаммад Султанов

 

Смотрите также:

Возникновение Государства монголов

Начало монгольских завоеваний

Падение Бухары

Потери Багдада от нашествия монголов и смерть халифа

Позорный конец правителя Хорезма

Положение европейских стран во времена нашествия монголов

Положение исламского мира во время возникновения монгольского государства

Завоевание монголами Самарканда

Уничтожение монголами Хорасана и Хорезма

Уничтожение Хорезма

Монгольское нашествие на мусульманские земли

Уничтожение Азербайджана, Армении и Грузии монголами

Нашествие монголов на Афганистан

Смута в мусульманской армии, которая привела её к краху

Возвращение монголов в Азербайджан и угроза вторжения в Ирак

Угроза монголов Аббасидскому государству

Нашествие монголов на Иран

Монгольское вторжение в Дагестан

Поражение монголов в Булгаре и его последствия

Нашествие монголов на Юго-Запад России

Восстание дяди против племянника, и как этим воспользовались монголы

Возвращение Джалалуддина ибн Хорезма и борьба за власть

Относительное затишье монгольского нашествия

Второе нашествие монголов на мусульманские земли

Второй поход монголов на Киевскую Русь

Вторжение монголов в Европу

Попытки крестоносцев заключить союз с монголами

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.