Второе направление – помимо подготовки дорог и необходимых средств для подкрепления и снабжения похода Хулагу прибегнул к ужасному оружию – к психологической войне против мусульман. И для ведения этой войны Хулагу использовал несколько методов:
1. проведение террористических кампаний в прилегающих к Ираку районах, не имевших никакой иной цели, кроме как вселять страх в сердца людей и напоминать им об ужасных монгольских походах, имевших место в прошлом во время правления Чингисхана и Угэдэя.
Со времён первого монгольского похода, который случился во время правления Чингисхана, прошло более тридцати лет. За это время выросли новые поколения мусульман, которые не видели воочию тех событий, а только слышали о них от своих отцов и дедов. А тот, кто слышал, не подобен тому, кто сам был свидетелем.
Целью второго монгольского нашествия во времена правления Угэдея не были разрушения и истребление людей в мусульманских странах. Этот поход был в первую очередь направлен на Россию и Восточную Европу. Следовательно, мусульмане особо не пострадали от этого нашествия. Поэтому Хулагу решил напомнить мусульманам о тех бедствиях, которые они ранее терпели от монголов, устраивая разрушительные террористические акты. Это было сделано с целью довести до сведения мусульман, что монгольские нашествия ещё не закончились, а их армия всё ещё сильна.
Один из таких актов произошёл в 650 году по хиджре. Отряды монголов атаковали районы Аль-Джазира, Сурудж и Синджар, расположенные на севере Ирака, перебили людей и разорили города. В ходе этой вылазки они захватили огромные богатства, разграбив торговый караван. Приблизительная стоимость награбленного составила более 600 тысяч динаров (Ибн Касир, «Аль-бидая ва ан-нихая»)
Несомненно, потеря каравана нанесла Аббасидскому государству огромный ущерб. К тому же это было своего рода снабжение монгольской армии деньгами и многими необходимыми вещами. Причём помимо внушения страха мусульманам эти походы ещё играли роль разведки, изучения дорог и географии Ирака.
Вылазки монголов были войной на истощение, и они сильно ослабили мощь Аббасидского государства и простых мусульман, подготовив почву для предстоящей большой войны.
Одним из самых опасных методов психологической атаки монголов против мусульман была информационная война, которую вели некоторые последователи монголов в мусульманских странах. Они распространяли слухи о безграничном военном могуществе монголов и об их сказочных способностях. Таким образом, они значительно увеличивали разрыв между возможностями монголов и возможностями мусульман.
Эти слухи распространялись через средства массовой информации того времени – произведения поэтов, писателей, историков и рассказчиков. Их труды не оставляли мусульманам надежды на успех в войне с монголами.
Примерами таких слухов были следующие сообщения:
- монголы получают информацию со всего мира, а информация о них недоступна никому;
- если монголы направляются куда-то, они скрывают это и появляются внезапно, только после их вторжения в страну люди узнают об этом;
- монгольские женщины воюют так же, как их мужчины;
- монгольские лошади роют землю копытами, поедают корни растений и не нуждаются в таких кормах, как ячмень и т. п.;
- монголам не нужны припасы и провизия;
- монголы едят любое мясо, даже человеческое. (Ас-Суюти, «Тарих аль-хулафаъ»)
Несомненно, подобная информация вселяла страх в сердца простых людей и даже некоторых государственных деятелей. Это было бедствие, которое навлекли на себя сами мусульмане;
2. также одним из известных методов ведения психологической войны с мусульманами была рассылка писем с угрозами правителям и эмирам мусульман. Правители по глупости обнародовали эти письма, что усугубило страх народа перед монголами.
Монголы поступали настолько хитро, что использовали лицемерных мусульманских писателей, чтобы те написали для них эти письма, и составляли их так, чтобы мусульмане того времени хорошо понимали их содержимое. Обычно эти письма составлялись по известному в то время методу рифмованной прозы. Такие тексты, несомненно, доходили до сердец людей лучше, чем переводы, которые можно понимать по-разному.
Монголы в своих посланиях пытались обмануть людей, написав, что они являются мусульманами, что они верят в Коран, что их корни – исламские, и что они пришли в эти страны только для того, чтобы освободить простых бедных мусульман от гнёта их правителей. То есть они пришли лишь с целью освободить Ирак.
Несмотря на то, что гнёт и притеснения монголов были общеизвестны, эти слова били точно в цель – в больные и напуганные сердца мусульман, и они находили оправдания для вторжения монголов. Мусульмане были готовы, бросив оружие, принять монголов как освободителей вместо того чтобы встретить их как оккупантов и завоевателей. Психологические атаки монголов изменяли сознание людей.
Письма монголов, конечно же, не имели ничего общего с действительностью, но, тем не менее, когда они попадали в руки психически слабого человека, он терпел внутреннее поражение, и это имело большой эффект.
В одном из писем, которое Хулагу отправил некоему мусульманскому правителю, было написано следующее:
«Мы – войска Аллаха. Через нас он мстит тем, кто ослушивался, вёл себя высокомерно, переходил границы, чинил несправедливость, гордился и не исполнял повеления Аллаха.
Мы разрушили города, истребили рабов, убили женщин и детей. О те, которые остались, вы тоже последуете за ними. О те, которые беспечны, вы тоже будете отправлены к ним.
Наше намерение – месть, наше господство не закончится, а того, кто примкнул к нам, никто не сможет обидеть. Наше правосудие в нашем государстве общеизвестно, и нет спасения от наших мечей.
Мы разрушили города, сделали сиротами детей, уничтожили рабов и принесли людям страдания. Мы унизили их правителя, а их эмира взяли в плен.
Вы думаете, что спасётесь или избавитесь от нас. Скоро вы узнаёте о том, кто к вам прибудет. Кто предупредил, тот не виноват». (Ибн ‘Аль-‘Имад Аль-‘Акри Аль-Ханбали, «Шазарат аз-захаб фи-ман захаб»)
Несомненно, подобное письмо, попав в руки труса, парализовало его, и он не мог сделать лишнего движения, прочитав его. И это было главной целью писем.
Подобными методами монголы смогли вселить страх и тревогу в сердца мусульман. Таким образом, сложилось благоприятное положение для вторжения монгольских завоевателей в мусульманские земли.
Мухаммад Султанов
Смотрите также:
Возникновение Государства монголов
Потери Багдада от нашествия монголов и смерть халифа
Позорный конец правителя Хорезма
Положение европейских стран во времена нашествия монголов
Положение исламского мира во время возникновения монгольского государства
Завоевание монголами Самарканда
Уничтожение монголами Хорасана и Хорезма
Монгольское нашествие на мусульманские земли
Уничтожение Азербайджана, Армении и Грузии монголами
Нашествие монголов на Афганистан
Смута в мусульманской армии, которая привела её к краху
Возвращение монголов в Азербайджан и угроза вторжения в Ирак
Угроза монголов Аббасидскому государству
Монгольское вторжение в Дагестан
Поражение монголов в Булгаре и его последствия
Нашествие монголов на Юго-Запад России
Восстание дяди против племянника, и как этим воспользовались монголы
Возвращение Джалалуддина ибн Хорезма и борьба за власть
Относительное затишье монгольского нашествия
Второе нашествие монголов на мусульманские земли
Второй поход монголов на Киевскую Русь