Подготовка монголов к завоеванию Багдада

19 Ноябрь 2021
4667

Перед тем как выдвинуться в поход против Аббасидов и выйти на поле сражения, монголы завершили работу в четырёх основных направлениях, которая увеличивала его шансы на победу над Аббасидским халифатом и уничтожение его столицы – Багдада.

В предыдущих статьях мы рассказали о двух из этих направлений: ремонт дорог, ведущих в Багдад, и психологическая атака на мусульман с целью вселить страх в их сердца. В этой и последующих статьях мы поговорим о других двух направлениях, по которым работали монголы.

Третье направление – политическая и дипломатическая подготовка.

Монголы начали заключать договоры и политические союзы с различными силами, чтобы обеспечить успех предстоящего важного похода. И это было серьёзным изменением в политике монголов, которые до этого ни с кем не заключали договоров и не занимались дипломатией.

Поскольку это был поворотный момент в политике монголов, заключение договоров и союзов стало чрезвычайно опасным делом. Великий хан монголов Мункэ лично всё контролировал. Он не дал Хулагу полной свободы действий, хотя в Монгольском государстве Хулагу считался одним из самых уважаемых людей, чьё мнение учитывалось в таких делах.

Переговоры монголов

1. Предводитель монголов Мункэ в 651 году хиджры лично принял посольство крестоносцев, отправленное королём Франции Людовиком IX, который не терял надежды на сотрудничество с монголами. Людовик IX затаил злобу на мусульман за своё поражение в битве при Аль-Мансуре за три года до этого – в 648 году по хиджре.

Посольство возглавлял фламандский монах-францисканец Виллем (Гильом) Рубрук. Эта делегация была отправлена из г. Акки (Северная Палестина) Людовиком IX после неудачного похода в Египет. Король надеялся найти в великом хане монголов союзника против мусульман.

Виллем Рубрук после долгого путешествия предстал перед Мункэ-ханом, и они начали переговоры о сотрудничестве. Но вскоре они зашли в тупик и завершились провалом. Причиной тому стала чрезмерная откровенность Мункэ-хана. Он не был достаточно дипломатичен, чтобы заключать такие союзы. Мункэ-хан не смотрел на политику с точки зрения Запада, не был в курсе их хитрых методов и не умел выбирать обтекаемые фразы, чтобы получить желаемое так, чтобы другая сторона чувствовала, будто он сдаётся. Он также ничего не знал о европейском лицемерии и о европейской улыбке, скрывающей за собой ненависть. Мункэ-хан не знал всего этого. Он был откровенным человеком, прямым в своих словах и конкретным в своих желаниях.

В самом начале переговоров он заявил, что не согласится на то, чтобы в мире был другой господин кроме него! Он не знает даже такого слова, как «друг», а признаёт только последователей. Его друзья – это те, кто следует за ним и заявляет о своей верности и покорности, а его враги – это те, кто сражается с ним или не проявляет ему покорность. С такими людьми он не ведёт переговоров, для них у него есть только меч.

Это была политика однополярного мира – Мункэ-хан делил государства на дружественные и враждебные, на вассалов и изгоев. Конечно же, король Франции отказался вступить в союз с монголами на этих условиях, и первые переговоры между монголами и христианами Западной Европы провалились.

Заключение союза с королём Армении

2. Христиане Западной Европы и их правители также отказались вступать в союз с Мункэ-ханом на этих условиях, но нашлись другие правители, которые были готовы безоговорочно принять все условия и считали такое положение дел нормой.

Армянский царь Хетум был готов на союз с монголами на условиях вассального подчинения, как того хотел Мункэ-хан. Властитель Армении знал о могуществе монголов, ибо его страна ранее уже была опустошена ими во времена правления Чингисхана, а затем ещё раз – во время правления Угэдэя. Хетум осознавал, что его государство ослабело и истощено и никак не сможет противостоять Монгольскому государству. Площадь Армении в то время составляла не более 30 тысяч квадратных километров.

И, наконец, король Армении осознавал, что он зажат между силами монголов и мусульман, а договориться с мусульманами у него не получится, так как его вражда с ними тянулась с давних времён.

Вдобавок ко всему этому Хетум мечтал вторгнуться в мусульманские страны и свергнуть Аббасидский халифат, он понимал, что если сегодня не примет эти условия, завтра его принудят к ним, и он потеряет свою страну, не получив ничего взамен.

Всё это побудило Хетума отправиться в столицу Монголии Каракорум на встречу с Мункэ-ханом. К этой встрече Мункэ уже научился некоторым приёмам политики, обходительным словам и манерам. Он устроил в честь Хетума официальный приём и грандиозный праздник. Мункэ-хан отнёсся к нему, как к правителю государства, а не как к вассалу, хотя все пункты заключённого между ними соглашения представляли собой договор между господином и его подданным, а не между правителями двух государств.

После торжественного приёма царя Армении, который признал себя верным подданным монгольского правителя, Мункэ-хан осыпал его обещаниями и дорогими подарками и тем самым купил его верность и покорность. Что же ему дал Мункэ-хан?

Мункэ дал Хетуму следующие обещания:

- обеспечение сохранности его личного имущества при любом исходе;

- освобождение всех христианских церквей и монастырей от налогов и податей;

- помощь армянам в возврате городов, которые мусульмане отняли у них во время войн;

- назначение царя Армении главным советником Великого хана Мункэ по вопросам Западной Азии.

Таким образом, царь Армении Хетум остался доволен своим приближением к правителю монголов. А что получили монголы взамен на свою доброту к армянскому царю?

Если оценить состояние армий того времени, можно обнаружить, что военная мощь Армении была несопоставима с военной мощью монголов, и присоединение армянской армии не повлияло на численность монгольской армии и не прибавило ей мощи.

Почему монгольский правитель даже при таком раскладе согласился заключить договор с царём Армении? Тот, кто тщательно проанализирует события того времени, придёт к следующим выводам.

Во-первых, Мункэ-хан хотел перенять у короля Армении ценный опыт военных действий против мусульман. Отношения между армянами и мусульманами сложились ещё в давние времена, армяне знали всё о мусульманских землях. Несомненно, правдивая информация, которую король Армении предоставит монголам, поможет им в войне с мусульманами.

Во-вторых, Мункэ-хану понадобятся помощники для управления этими огромными владениями после их завоевания. Назначенный монголами наместник из этого народа будет лучше, чем назначенный извне правитель. Такой наместник намного эффективнее проконтролирует ситуацию в регионе и успокоит гнев людей в случае волнений.

В-третьих, сделав такой шаг, монгольский хан снова открывал дверь в отношениях с христианами, которые понадобятся в будущем – когда он завершит завоевание Шама и Египта. Тогда ему понадобится король Армении, чтобы возобновить переговоры с правителями Европы. Он учитывал сильную ненависть, которую христиане питали к монголам из-за ужасной резни, которую они устроили в России и Восточной Европе.

В-четвёртых, союз с Арменией окажет особое психологическое воздействие на мусульман. Одно дело – война с монголами, другое – война с союзными силами. Да, союзные силы – это капля в море огромной монгольской армии, однако само слово «союз» имеет особое влияние на сердца людей.

В-пятых, армянским войскам могут быть поручены некоторые опасные задачи, которые монгольское командование не желает поручать своим войскам. Таким образом, людские потери понесут армяне, а не монголы.

Как мы видим, монголы в любом случае ничего не теряли, ведь переговоры велись между хозяином, которому принадлежит всё и вся, и вассалом, которому ничего не принадлежит. Именно так поступают лидеры сильных государств во всём мире. Они заключают договоры с местными князьками, которые из всех атрибутов правителя имеют только имя, и не доверяют им важные дела. В обмен на свою лояльность вассальные страны не получают ничего, кроме разрешения существовать на своих землях рядом с оккупантами.

Также эти правители получают возможность присвоить себе некоторые почётные звания: «Главный советник монгольского хана по западным делам в Азии», «Дружественный король», «Дружественная страна», «Его Превосходительство правитель» или «Его Величество Король». Это просто титулы, от которые ни холодно, ни жарко, а реальность такова, что власть находится в руках у монголов, и они диктуют свои условия, ведь так сложилось во все времена – права защищаются только силой.

Тем не менее, король Армении Хетум радовался заключению договора и гордился «близкими» отношениями с монгольским ханом. Он даже думал, что таким образом заработал себе авторитет перед своим народом, ведь он смог своей «мудрой» политикой избавить государство от войны.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

 

Смотрите также:

Возникновение Государства монголов

Начало монгольских завоеваний

Падение Бухары

Потери Багдада от нашествия монголов и смерть халифа

Позорный конец правителя Хорезма

Положение европейских стран во времена нашествия монголов

Положение исламского мира во время возникновения монгольского государства

Завоевание монголами Самарканда

Уничтожение монголами Хорасана и Хорезма

Уничтожение Хорезма

Монгольское нашествие на мусульманские земли

Уничтожение Азербайджана, Армении и Грузии монголами

Нашествие монголов на Афганистан

Смута в мусульманской армии, которая привела её к краху

Возвращение монголов в Азербайджан и угроза вторжения в Ирак

Угроза монголов Аббасидскому государству

Нашествие монголов на Иран

Монгольское вторжение в Дагестан

Поражение монголов в Булгаре и его последствия

Нашествие монголов на Юго-Запад России

Восстание дяди против племянника, и как этим воспользовались монголы

Возвращение Джалалуддина ибн Хорезма и борьба за власть

Относительное затишье монгольского нашествия

Второе нашествие монголов на мусульманские земли

Второй поход монголов на Киевскую Русь

Вторжение монголов в Европу

Попытки крестоносцев заключить союз с монголами

Седьмой крестовый поход

Планы Хулагу по разрушению Аббасидского халифата

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.